В последнее время в сфере дополнительного образования возникло новое явление: профориентационные лагеря. Ведь профориентация – это не только тестирование или рассказы о профессиях. Помимо диагностики профессиональных склонностей или информирования о рынке труда, в профориентации выделяют ещё несколько подходов. Немаловажную роль играет так называемый метод профессиональных проб. Цель метода состоит в погружении в профессиональную среду, знакомстве с реальной рабочей обстановкой. Ведь что лучше позволит понять, подходит ли вам та или иная профессия, чем опыт работы в ней? В конце концов, даже качественная психодиагностика и консультирование позволяют лишь сократить поле поиска, выявив наиболее подходящие сферы. Нередко только реальная практика может помочь сделать окончательный выбор.
Проблема усугубляется разрывом между школьными предметами и реалиями профессиональной жизни. Сегодня многие школьники связывают будущую профессию со школьными предметами. В результате профессиональный выбор нередко делается по совершенно несущественным признакам. Согласитесь, разница между школьным обществознанием и реальной юридической практикой огромна: чтение учебника безопасно и требует только памяти и заучивания, а настоящий клиент может пытаться обмануть юриста или даже угрожать ему. Профессиональный геолог занимается не изучением учебников по географии и рисованием контурных карт, а проведением полевых исследований на открытом воздухе, порой в экстремальных условиях и в полной изоляции от городской жизни.
Каким же образом современный школьник может прикоснуться к реальному содержанию профессии? У некоторых, конечно, есть возможность сходить на работу к родителям или их друзьям. Но что, если доступных вариантов совсем немного? Или если ребёнок не выказывает никаких склонностей к тем профессиям, с которыми может познакомиться таким образом?
Другой вариант – самостоятельный опыт работы или подработки. Такой опыт, безусловно, очень ценен для будущих профессионалов. Но далеко не все работодатели действительно готовы нанимать школьников. А если школьнику всё же удаётся найти подработку, то задачи, которыми он будет заниматься, редко имеют отношение к собственно профессиональным обязанностям – и, таким образом, подработка не даст почти ничего для профориентации.
Выходом из такой ситуации может стать посещение мастер-классов, проводимых работающими профессионалами, и участие в деловых играх, моделирующих реальную рабочую обстановку. Подобный вариант предлагает школьникам проект Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии" – профориентационные выездные программы, посвящённые тем или иным группам специальностей.
Профориентационная работа в этих лагерях включает следующие компоненты:
Стоит отметить, что особое внимание в профориентационном лагере уделяется психологической поддержке подростков в адаптации и раскрытии своего потенциала.
Наконец, после прохождения лагеря детям и родителям предоставляется развёрнутая психологическая характеристика.
Таким образом, отдых и обучение в профориентационном лагере даёт ребёнку очень многое. Он узнаёт о своих профессиональных склонностях, способностях, слабых и сильных сторонах. Новый опыт помогает ему осознать свои мотивы и профессиональные устремления.
Профориентационный лагерь будет, безусловно, полезен всем, кто делает выбор между несколькими профессиональными сферами или хочет больше узнать об уже выбранном направлении. Но самое главное – профориентационный лагерь даёт ребёнку опыт соприкосновения с реальной профессиональной средой, практическое погружение в профессию.
Автор: Фёдор Владимирович Булатов, профконсультант Центра "Гуманитарные технологии"